Давайте будем откровенны: хотя Ubisoft и пытаются выдать Assassin’s Creed за научно-фантастический
триллер, сами они не могут сказать в этом жанре ничего нового. Сюжет украден то
ли у братьев Вачовски, то ли у Желязны (правда, в «Маске Локи» потерпевшей
стороной были тамплиеры), а внутренняя санта-барбара к началу Brotherhood стала настолько запутанной,
что разработчикам пришлось начинать игру с краткого пересказа предыдущих серий.
Сюжетная часть Assassin’s Creed, словно сериал Lost в последней стадии деградации, давно
запуталась в собственных ногах.
Гениальная тонкость заключается в том, что вся эта галиматья нужна разработчикам исключительно для того, чтобы
оправдать неистовый, атомный рост собственной концепции. Assassin’s Creed как игра находится сегодня на пике формы; это
сложносочиненный гибрид Hitman и GTA, в котором фигурируют Леонардо да Винчи и
Николо Макиавелли, а также (срочно зажмурьтесь — спойлер!) убивают папу
Александра VI.
Рассуждения на первую декаду Тита Ливия
|
Фаталити с пистолетом выглядят захватывающе,
но лучшее стрелковое оружие в игре — это все-таки арбалет: бесшумный и с
вдвое большим боезапасом. |
Концепция доведена до звенящего абсолюта, за которым — только полноценная третья часть. Но замечаешь это далеко
не сразу: выше головы, понятно, не прыгнешь, поэтому большую часть времени Эцио
Аудиторе занимается привычными вещами: ломает ногти о средневековые карнизы и подоконники,
в позе люберецкого гопника оглядывает окрестности с вершин сторожевых башен,
вламывается в храмы и выламывает позвонки папским стражникам и коррумпированным
клерикалам. Но вот начинается бой, и опытный игрок понимает: что-то изменилось.
Значение приема «серия убийств» разъясняют быстро, но требуется некоторое
время, чтобы перестроить рефлексы в соответствии с новой схемой действий. Удар,
удар, контратака, добивание, отклонить стик в сторону следующего противника —
Эцио пускает несчастному гвардейцу пулю в затылок и тут же всаживает меч в
ключицу следующему. С ловкостью куницы заходит на третьего (игроку, опять же,
требуется только наклонить стик и нажать на кнопку) и… тут же получает коварный
тычок копьем под ребра, потому что противники тоже выучили пару подлых трюков. Драки
по уровню напряжения вплотную приближаются к кульминационным сценам из фильма
«Неуловимые мстители».
И так тут во всем. В заданиях от нас вроде бы требуются те же действия, что и всегда: проскакать по крышам через
полгорода, вырезать (тихо или не очень) когорту вооруженных римлян и красиво
зарезать кого-нибудь вычурно одетого. Но какие они, эти миссии, и сколько их —
страшно представить. Заказные убийства — обычные и «специальные» (нужно убивать
агентов тамплиеров, за которых потом придется играть в мультиплеере), слежка в
любых вариациях, миссии и мини-игры в каждой из трех гильдий (как и во второй
части, нам помогают жулики, наемники и проститутки). Здесь же — особая ветка
заданий Леонардо, в которой он просит последовательно уничтожить чертежи и
прототипы боевых машин, которые сам по принуждения создавал для армии Борджиа.
Каждое такое устройство — миссия на отдельной локации, в которой сначала надо
долго-долго елозить по углам, скрываясь от стражи, а затем — нести смерть и разрушение,
управляя ракетным катером на весельной тяге, круглым деревянным танком и
прототипом тачанки батьки Махно.
Istorie fiorentine
|
Лошади в городской черте оказались крайне
бестолковой штукой: горожане вечно путаются под ногами, а кратчайший
путь к цели по-прежнему пролегает по крышам. |
Плюс куча, куча, куча каких-то мелких развлечений, необязательных бонусов, дополнительных деталей. Раньше мы
уже собирали и флаги, и сокровища, и перья — в дополнение к этому Brotherhood предлагает в каждой
миссии выполнить особые условия (например, не потерять ни одной единицы
здоровья или устранить цель определенным образом), за что нам покажут
дополнительную ветку квестов, посвященную неудавшейся любви Эцио. Ну а на
заработанные в прочих заданиях деньги можно восстанавливать Рим —
предварительно, впрочем, придется освободить соответствующий район города,
уничтожив сторожевую башню тамплиеров и устранив коменданта.
Как результат — Ubisoft Montreal сегодня
стали чуть ли не единственной компанией, которая может поспорить с Rockstar по количеству и качеству контента на одну экшен-игру
(в списке догоняющих лидирует Sucker Punch). Эцио лезет на
стену огромной крепости (зачем — не спрашивайте, он сам, кажется, не
всегда уже
это понимает). Эцио восстанавливает заброшенный бордель и превращает
его в
дополнительную площадку для планирования операций. Эцио сжигает
вражеские
дозорные башни. Эцио лезет в катакомбы, чтобы пободаться лбами с
сектой,
поклоняющейся волкам. Даже во второй части мы, мягко говоря, не
скучали, но Brotherhood, похоже, создана для дотошнейших маньяков,
которые ни за что не уйдут с поляны, пока не срежут все грибы, и,
шагая по
плиточному полу, стараются ни в коем случае не наступать на стыки.
Государь
|
Вот так сегодня выглядит стычка со
стражниками: Эцио хвастается бицепсом перед проститутками, а братья
делают всю грязную работу. |
Но все это, конечно, были количественные изменения. По-настоящему
новой игрой Brotherhood делают две вещи. Во-первых, система управления
ассасинами —
она включается ближе к середине игры и заставляет пересмотреть свой
взгляд на заказные
убийства: отбитые у стражников братья и сестры в благодарность
готовы прийти на
помощь в бою (кроме случаев, когда разработчики прямо это
запрещают), помочь
устранить цель на расстоянии, устроить диверсию. Выглядит это дико
стильно:
ассасины появляются буквально из ящиков с ветошью, молча режут кого
нужно на
бекон, после чего так же молча растворяются в переулках. В перерывах
между
миссиями наши ученики колесят по Европе, выполняя задания, набираясь
опыта и
получая новые способности и экипировку.
Во-вторых, конечно же, мультиплеер. Как выясняется на первых же минутах первого же раунда, именно его
нам все это время так мучительно не хватало в Assassin’s Creed. Больше
всего происходящее на экране напоминает The Ship (ближайший аналог
среди настольных игр — пожалуй, «Мафия»): игроки (до 8 человек) оказываются на
локации, наполненной однотипными персонажами. Зеваки шатаются по улицам,
заводят светские беседы с торговцами солониной и пряностями, предаются на
скамейках мыслям о пользе просвещения. Задача — найти среди них свою цель
(другого игрока) и прикончить ее, по возможности бесшумно. NPC ведут себя очень похоже на реальных игроков: периодически
срываются с места, резко меняют направление движения или застревают на месте.
Единственный достоверный признак того, что перед вами человек — это паркур и
акробатика, которыми боты ни за что заниматься не станут.
Дальше — десять минут самозабвенной тихой резни. Путь к цели указывает только радар, притом довольно
неточный. Жертва, в свою очередь, может затеряться среди персонажей с тем же
типом внешности, включить маскировку (новые способности приходят вместе с
прокачкой) или ухнуть преследователю под ноги дымовую шашку. За преследуемого
играть вообще чуть ли не вдвое интереснее: нужно все время провоцировать
убийцу, пытаться заставить его раскрыться и убить мирного жителя. А ошибок игра
не прощает: душегубам, привыкшим тыкать ножом в кого попало, меняют цель за
каждого убитого гражданского, и все приходится начинать заново.
|
Парашют, как и в Just Cause 2, можно раскрыть
почти в любой момент падения. В следующей части Assassin’s Creed у
героя, очевидно, появится гарпун. |
Убежать от преследователя за угол, встретить однотипных персонажей, изменить внешность, дождаться, пока
убийца клюнет на приманку и убьет бота, врезать по затылку и снова скрыться —
такие сцены случаются с каждым игроком минимум трижды за раунд. Основной
инструмент для достижения баланса — не разделение на классы и не разница в
экипировке, а фактор человеческой глупости: даже если у вас есть самые крутые
навыки и гаджеты, нет гарантии, что преследователь не заметит вас, пока вы
будете их активировать. Со временем учишься определять живых людей в толпе по
каким-то совсем уж тонким признакам: например, когда персонаж отбился от группы
или чересчур активно стремится прибиться к собственным клонам. Онлайновые
режимы Brotherhood — сущий праздник
подлости, ода обману, игровое воплощение слова «исподтишка».
* * *
Brotherhood могла стать идеальной игрой, если бы не была результатом
второй кряду работы над ошибками. Не то чтобы мы устали от паркура, кружевных
рукавов и сдавленных криков в средневековых подворотнях — просто это уже, мягко
говоря, не ново. Нужен прорыв, следующий эволюционный виток, нормальный
триквел, в котором все будет хорошо сразу. Но пожалуйста, пусть один балл,
которого игре недостает до десятки, не вводит вас в заблуждение: несмотря на то
что у Assassin’s Creed по-прежнему есть проблемы (тупой,
как золотая рыбка, AI и баги, которых в консольных
версиях неожиданно много), это, наряду с Red Dead Redemption, главный sandbox года,
одна из самых масштабных и проработанных игр в мире. Даже те странные люди,
которые привыкли оценивать игры по соотношению стоимости и продолжительности,
не смогут придраться к Brotherhood: если эта игра вам
понравится, то обратно вы вернетесь не ранее чем через неделю.
|