Как же хочется прямо сейчас сесть за руль DeLorean, вернуться назад в
прошлое, в 1989-й, и изменить там что-нибудь в
пространственно-временном континууме, чтобы через год с актером Майклом
Джей Фоксом на съемках третьей части Back to the Future не случился
несчастный случай, спровоцировавший болезнь Паркинсона, а режиссер
Роберт Земекис потом еще лет десять снимал продолжения этого фильма. Ну
и, конечно, чтобы в 1990-м не разбился Виктор Цой… А еще лучше вовсе
остановить ход времени и навсегда остаться тем наивным подростком,
который в ближайшем видеосалоне в перерывах между «Томом и Джерри» и
«Коммандо» смотрит первую часть Back to the Future и верит в собственное
счастливое будущее…
Но это чудо не случится даже в новогоднюю ночь. В суровом настоящем
Земекис вообще редко что-либо снимает, Майкл Джей Фокс разбит болезнью и
появляется на экранах в эпизодах второстепенных сериалов, а автор этих
строк давно не наивный подросток, а помятый жизнью дядька в кризисе
среднего возраста. Ну а Виктор Цой всегда в наших сердцах…
Слабым, но все же утешением может служить тот факт, что в 2004 году в США из бывших сотрудников LucasArts образовалась студия Telltale Games,
которая через двадцать лет после выхода третьей части «Назад в будущее»
все-таки сделала четвертую — правда, в привычном для себя формате
эпизодического квеста.
Назад в прошлое
|
Часть средств от продажи игры идет в фонд Майкла Джей Фокса, который помогает страдающим болезнью Паркинсона.
|
Для тех, кто по каким-то невероятным причинам до сих пор не понимает,
о чем мы тут, поясняем: Back to the Future («Назад в будущее») — это
культовая трилогия Роберта Земекиса, снимавшаяся с 1985 по 1990 год. Там
американский подросток Марти Макфлай (его играл Майкл Джей Фокс) и
гениальный ученый Эммет Браун по кличке Док (Кристофер Ллойд)
путешествуют на машине времени, сделанной из спортивной модели DeLorean
DMC-12, попадают в разные эпохи и постоянно что-то меняют в
пространственно-временном континууме, чтобы выпутаться из самых
невероятных ситуаций.
Огромная популярность объясняется прежде всего шикарным сценарием
авторства Земекиса и Боба Гейла: мало где вы увидите столько
увлекательных приключений на сантиметр кинопленки. Своими действиями
герои создают альтернативные реальности: в них Марти приходится
знакомить друг с другом собственных родителей, спасать своих будущих
детей от тюрьмы, танцевать лунную походку перед ковбоями и постоянно
решать задачи в духе «отправиться в прошлое, чтобы помешать человеку из
будущего изменить настоящее».
А еще это было очень светлое приключение с отличным юмором («Меня
зовут Клинт Иствуд!» — помните?), крылатыми фразами («Никто не смеет
называть меня цыпленком!»), доброй иронией и сквозившей в каждом кадре
уверенностью, что все в итоге будет хорошо. Это кино очень удачно
зафиксировало дух и образ 1980-х, став для многих не только первым
увиденным в жизни голливудским фильмом, синонимом настоящего
кинопутешествия, но и символом тех немного наивных, но бесконечно
приятных лет.
Анонс приключенческого сериала Back to the Future от Telltale Games стал
приятной неожиданностью: по этой вселенной давно уже не делали ничего
официального, и уж тем более с привлечением самого Боба Гейла (он
консультировал авторов) и Кристофера Ллойда, который самолично озвучивал
Дока. Учитывая репутацию авторов сериалов Sam & Max и Tales of the Monkey Island,
сразу стало ясно: мы наконец-то получим приличную игру по мотивам
любимого фильма. В девяностых выходила одноименная изометрическая
аркада, были и другие, казуальные, как бы мы сказали сейчас, поделки по
мотивам, но все это не отличалось особым качеством.
Кино на диване
|
Другие игры в похожих ситуациях включают секундомер, а тут герои могут пребывать в таком положении бесконечно.
|
Back to the Future: Episode 1 — It's About Time в целом
подтверждает ожидания. Перед нами не столько игра, сколько интерактивный
фильм, четвертая часть «Назад в будущее». История начинается после
финальных событий третьей. Марти вернулся в восьмидесятые, в настоящую
реальность. Док остался в прериях Дикого Запада со своей женой Кларой, а
DeLorean вроде была уничтожена поездом.
И вот однажды Марти снится страшный сон (опять?) с Эмметом в главной
роли, и в тот же день он узнает о том, что дом и лабораторию
«пропавшего без вести» Дока выставляют на распродажу. Пытаясь спасти
документы ученого, Макфлай идет в лабораторию и вскоре становится
свидетелем, как прямо перед ним в воздухе материализуется машина
времени. Внутри оказалось послание от Дока, который снова попал в
какие-то неприятности в прошлом. И теперь Марти предстоит прокатиться в
30-е годы прошлого века, в эпоху джаза, Великой депрессии, сухого закона
и чикагской мафии…
Во всем этом чувствуется дух и стиль оригинала. Звучит та же
узнаваемая музыка, нарисованные герои очень похожи на актеров, игравших в
фильме, они прекрасно озвучены и сохранили все фирменные черты: Марти
все тот же немного наивный, но добрый, смышленый и ловкий тинейджер,
который искренне изумляется очередным фокусам Эммета. Док все так же
тараторит какие-то безумные формулы, что-то рассчитывает и крутит
глазами.
На месте многие старые знакомые — собака по кличке Эйнштейн, отец
Марти, малоприятный Бифф Таннет и даже знаменитая электрогитара с
огромным, до потолка усилителем. Новички отлично дополняют эту картину.
Чего стоит одна только Эдна Стрикленд, представленная в двух версиях: в
прошлом это молодая въедливая журналистка, возглавляющая местное
общество трезвости, в настоящем — бодрая и строгая старушка, которая
весь день сидит перед окном с биноклем и мегафоном и следит за порядком
на улицах.
|
Старушка с мегафоном — один из лучших образов, придуманных сценаристами Telltale Games когда-либо.
|
Но главное — сам сценарий получился очень «гейловским», со всеми его
фирменными временными завихрениями и невероятными ситуациями. Попав в
1931-й, Марти встречает своего дедушку — естественно, еще молодого,
работающего на местного мафиози Кена Таннета. Потом Макфлай по поручению
Дока общается с молодым… Эмметом Брауном, который еще ничего не знает о
машине времени. Прокатиться на велосипеде с реактивным двигателем,
напоить дам из общества трезвости виски и на ходу вызволить Дока из
тюремного автомобиля — все это Марти успеет за пару часов.
Словом и делом
Все проблемы Марти решает смекалкой и силой слова. Общаясь с
персонажами и подбирая нужные реплики, герой узнает важную информацию,
договаривается о новом месте собраний общества трезвости, подсказывает
молодому Эммету правильную формулу реактивной дрели, ставит палки в
колеса местной алкогольной мафии. Самый интересный пазл в Episode 1 — It's About Time построен
как нетривиальная диалоговая загадка: чтобы правильно смешать
ингредиенты в лаборатории юного Дока, Марти должен внимательно слушать
подсказки Эммета, который в этот момент… ругается со своим отцом и
специально делает ударения на нужных словах. Каждый раз говорит он все
быстрее, для отвода глаз придумывает новые синонимы для одних и тех же
ингредиентов, а еще отец что-то орет и сбивает с толку.
|
На консолях такая порнография, может, смотрится и
естественно, но на компьютерах размер иконок и настырность игровых
сообщений явно режет глаз.
|
Периодически, конечно, нужно поднимать какие-то предметы и
использовать их на активных точках: метнуть диск от колеса в лицо
злодея, присоединить гитару к усилителю и т.п. Но и тут без выдумки не
обошлось: особенно творчески Марти использует диктофон.
В целом It's About Time выглядит истинно телтейловским, фантазерским и
увлекательным приключением, но как квест играется попроще, чем прошлые
работы студии. Чувствуется, авторы хотели познакомить с игрой как можно
более широкую аудиторию. Появилась подробная система подсказок, которые
могут не просто дать наводку, а прямо рассказать, что и как нужно
делать. И все бы ничего, но эти подсказки, напоминания и указания,
подталкивая друг друга, вылезают на экран, на котором из-за огромных
иконок и так места мало. В итоге обзор катастрофически затрудняется, а
учитывая неожиданно поплохевшее управление (при передвижении Марти
нередко отказывается слушаться ваших указаний), игра местами
превращается в настоящую пытку — таких проблем у Telltale Games мы еще
не видели.
* * *
Технические огрехи, конечно, не перевесят общие положительные
впечатления от первого (из пяти запланированных) эпизода Back to the
Future. Нас явно ждет отличное приключение в духе оригинальной
трилогии. Настоящее путешествие в прошлое для тех, кто помнит и застал, и
приятное открытие для тех, кому благодаря этому проекту еще предстоит
оценить трилогию. И все же игра явно нуждается в полировке интерфейса и
управления, да и нетривиальных пазлов хотелось бы побольше — как тут не
вспомнить хотя бы мини-игры из Sam & Max.
|