6 декабря в московской сети магазинов «М.Видео» состоялась
премьера Cataclysm — третьего дополнения к World of Warcraft, которое переделывает старые игровые
локации, добавляет две играбельные расы, порядка трех тысяч новых квестов и
повышает планку развития персонажа с 80-го до 85-го уровня.
Запуск «Катаклизма» — едва ли не самая главная игровая
премьера 2010-го, и неудивительно, если по скорости продаж дополнение поставит
очередной рекорд: ожидается, что за три недели, оставшиеся до конца года, Cataclysm купят 3,5—4 млн игроков. Несколько десятков тысяч
из них — в России. Готовы ли у нас к такому наплыву покупателей? «Игромания»
посетила премьеру и выяснила, что не очень.
Подхожу к «М.Видео» — и ожидаю увидеть прежде всего не Cataclysm, а катаклизм — огромную беснующуюся толпу, давку,
услышать крики: «Мне не хватило!», «Когда же все начнется?!» и «Когда же это
закончится?!»
Еще свежи воспоминания о премьере StarCraft 2 в московском «МедиаМаркте»: несколько сотен человек, жара плюс сорок и
узкое горлышко магазинного входа, в котором по часу, по два стоят игроки —
бесцельно топчутся в толпе, изнывая от духоты и скуки. Тогда с премьеры уходили
люди, которые ждали игру двенадцать лет, — они просто махали рукой и цедили
сквозь зубы: «Ходынка! Куплю в Battle.net».
На этот раз продажи стартовали не в одном магазине, а в
семи: в «1С-СофтКлабе» понимали, что по масштабу запуск «Катаклизма» сопоставим
с премьерой StarCraft 2 и если все хлынут в один гипермаркет, то давки не
избежать. Тем не менее большая часть покупателей поехала в премьерный
«М.Видео», чтобы не просто купить игру, а поучаствовать в конкурсе костюмов,
послушать оркестр и взять автографы у разработчиков.
Старт продаж назначен на 22:00. Запуск проходит в большом
трехэтажном торговом центре «Метрополис», где «М.Видео» — один из нескольких
магазинов, причем не самый крупный. Он находится довольно далеко от входа в
торговый центр, но мне нет нужды искать: на часах только восемь, а очередь уже
начинается прямо от ближайших к метро дверей «Метрополиса».
Я иду вдоль толпы и считаю шаги: сто, сто пятьдесят, двести,
двести пятьдесят... Огибая бутики и заполняя холлы, очередь вьется по
«Метрополису» змеей, вьется — и ей не видно конца. Триста двадцать шагов! Один
шаг — это четыре-пять человек. Некоторые стоят без дела уже по несколько часов,
но готовы простоять еще столько же. Все удивительно благодушны. Гнетущего
ожидания, как на премьере StarCraft 2, нет: игроки смеются, таскают из
ближайших кафе «Колу» и кофе на вынос, читают книжки, играют на PSP.
Провожая меня на премьеру, знакомые подтрунивали: «Давай
езжай, посмотришь на настоящих гиков. Они, может, только один раз в год на
улицу и выходят — за новой коробкой». Но люди тут самые разные. В основном,
конечно, парни (студенты и школьники), но есть и взрослые мужчины, и женщины с
маленькими детьми, и девушки. Смотрят открыто, лица добрые, болтают с живейшим
интересом. Сперва я думаю, что они еще просто не устали и им пока не лень
перебрасываться с соседями пустыми фразами, но вскоре понимаю: они тут все друг
друга знают. Сюда приехали целыми гильдиями, причем есть игроки из Будапешта,
Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Киева, Минска.
— А что, — спрашиваю, — если вы вот так простоите, а коробок
не хватит?
Непонимающий взгляд:
— Как «не хватит»?
— Смотрите, — поясняю, — сколько людей. Тут очередь на
триста шагов, а вы в конце. Может, и нет смысла стоять?
Ребята переглядываются. В глазах — секундное замешательство,
а потом — улыбка.
— А мы постоим, — отвечают они. — Ну, не хватит — домой
поедем. — И снова продолжают болтать.
Покрутившись в толпе, в половине девятого я добираюсь до
сцены. Это подмостки метра четыре на четыре. Там танцуют, исполняют игровую
музыку и поют, но представление видно лишь нескольким десяткам человек, которым
посчастливилось оказаться прямо напротив сцены. Долго там не простоишь — место
под самыми колонками, зато хорошо видно. Можно вытянуть руку, ответить
ведущему, как зовут всех черных драконов в игре, и получить видеокарту,
футболку или кепку.
Самые предприимчивые поднимаются на эскалаторе на второй или
третий этаж — здесь приз не выиграешь, зато все видно, и со всех сторон не
давят. Однако девять десятых покупателей стоят в длиннющей очереди, тугой змеей
протянувшейся через весь «Метрополис». Вдоль нее установлено полдесятка
панелей, куда транслируется происходящее на сцене, но люди смотрят без интереса
— они разговаривают.
Я все пытаюсь понять, как же «1С-СофтКлаб» избежит оргии в
магазине (а в том, что прилавки и кассирш сметут в первые же минуты,
у меня
сомнений нет), — и выясняю, что тут очень грамотная система прохода.
«М.Видео»
находится на втором этаже, и подняться к дверям можно по
одному-единственному
эскалатору. К нему можно попасть лишь от сцены, а к сцене пускают
только через
специальную арку, к которой и тянется трехсотшаговая очередь. Когда
человек
проходит в арку, ему дают клейкую бумажную полоску с номером и
логотипом Blizzard. Купить игру без этой полоски нельзя — а значит, нет
смысла ломать ряды и рваться в магазин в обход основного входа.
Протискиваюсь к стоящим под сценой. Кто-то говорит, что
пришел в два, кто-то — что в четыре. Видели, как тут сцену огораживали, как
очередь собиралась, а на старт продаж пришли за призами «и вообще посмотреть»:
«Это ж запуск! Сегодня ведь шестое декабря!»
Стараясь поменьше толкаться и не отдавить никому ногу, я
достигаю эскалатора. Проход тесный, но я в который уже раз замечаю, что никто
не возмущается. Я лезу без очереди — а меня пропускают без проблем. Синяя
близзардовская ленточка оказывает поистине магическое действие: получив ее,
люди решают, что теперь коробка у них в кармане и можно совсем не нервничать.
Я огибаю сцену и оказываюсь за кулисами, где стоит дюжина
косплееров — они пришли на конкурс костюмов. Стоят явно не пять минут — ждут
своего выхода, и видно, что им скучно, а некоторым, в больших тяжелых костюмах,
еще и жарко.
— Вас организаторы позвали? — спрашиваю. — Как вам вообще
мероприятие?
— Да так, — отвечают, — на троечку. Хорошо хоть, что есть
где переодеться. Мы сами. Давно стоим.
В глазах — тоска. Мнутся на одном месте и, кажется, жалеют,
что пришли. Разговаривать не хотят.
Неподалеку от сцены находится ресторан, и, когда я прохожу
мимо, охранник, пожилой мужчина с большим носом и руками, спрашивает, что здесь
вообще происходит.
— Тут запуск игры! — кричу я, стараясь переорать колонки. —
Старт продаж!
На лице у него такое недоумение, как будто я говорю, что на
Красной площади инопланетяне.
— Есть игры, компьютерные, знаете? В них люди играют! И есть
очень популярные игры, в них много людей играет! Понимаете?
Он не понимает, но я хочу объяснить.
— И есть компании, которые эти игры продают! Сегодня как раз
первый день продаж одной очень важной игры! Понимаете?
У него в глазах сокрушенное отчаяние. Я пытаюсь подсластить
пилюлю:
— Очень интересная, хорошая игра! Все хотят ее купить одними
из первых! — говорю и надеюсь, что глаза у меня светятся. — Это праздник,
понимаете?
Он удрученно вздыхает:
— Господи! Раньше мы хлеб пекли. Станки делали. А сейчас
занимаемся непонятно чем, — и отворачивается.
Ведущий на сцене кричит что-то про родословную королевской
семьи Гилнеаса. Я иду посмотреть, как там очередь, и со смесью восхищения и
ужаса нахожу, что толпа еще больше, чем прежде.
В полдесятого вдоль очереди начинают сновать люди в
футболках «1С-СофтКлаба» и раздавать какие-то листовки. Мне тоже достается:
«Уважаемые игроки, приобрести копию игры World of Warcraft: Cataclysm можно еще в шести
магазинах сети «М.Видео». И адреса ниже.
«Ну, — думаю, — вот теперь точно начнется. Дойдут они до
конца толпы с этими своими бумажками — а там их на кусочки и порвут».
— Так что же, на всех коробок не хватит? — ловлю я за рукав
одного из организаторов. — Сколько здесь народу вообще?
Улыбаясь, парень обводит глазами очередь — конца ей не видно
— и спокойно отвечает:
— Да несколько тысяч, я думаю. Коробок должно хватить, но
этот «М.Видео» не круглосуточный. Он в двенадцать закрывается.
В немом трепете я оглядываю толпу. Убеждаюсь: все-таки
начнется — и ввинчиваюсь в хвост очереди, ожидая услышать возмущенную брань. Но
брани нет. Люди изучают адреса.
— Во, в Люблино тоже будет! — Двое парней слева от меня
откалываются от очереди, довольно застегивая куртки. — Так это рядом с домом!
Как раз доедем к старту продаж!
Таких оказывается неожиданно много. Очередь редеет, люди с
радостью покидают премьерный магазин, даже не посмотрев, что творится на сцене.
Догоняю их у входа:
— Вам не обидно уходить? Вы же стояли несколько часов, а
толком ничего не видели!
Многие даже не понимают вопроса:
— Ну и что? Мы же все равно купим его одними из первых!
Между тем времени — десять. На сцене начинается обратный
отсчет.
— Четыре! Три-и! Два-а-а! Оди-и-ин! — срывает голос ведущий.
— Ка-та-кли-и-и-изм!
— Все-е-е! — выдыхают первые ряды.
Торговый зал «М.Видео» напоминает зал ожидания в аэропорту.
Вопреки моим страхам, организация на высоте. Перед входом — растяжки,
формирующие очередь, как на стойках регистрации. В дверях — охранники: пускают
людей группами, чтобы не было толкучки и справлялись кассы. Внутри — целая
армия встречающих. Старшие продавцы и менеджеры торговых залов, множество людей
из «1С-СофтКлаба», несколько десятков журналистов... Заходишь в магазин — и
чувствуешь себя как на подиуме: с обеих сторон — по шеренге людей, камеры с
красными огоньками, микрофоны, свет бьет в глаза... И здесь волнения куда
больше, чем там, внизу, в толпе.
Наконец, охранники запускают первую порцию покупателей. Люди
бросаются в зал, но, ошалев от количества встречающих, сбавляют ход. Коробки
берут уже почти спокойно: витрины с дисками длиннющие, места хватает всем.
Фотографируются. Сминая в кулаке тысячи и пятисотки, крутят коробки в руках,
даже выбирают. На кассы не торопятся, но не поймешь — то ли наслаждаются
моментом, то ли не верят, что это все на самом деле. Кто-то берет коробки
стопками — четыре, пять, восемь штук: в премьерный день «Катаклизм» стоит 399
рублей, а уже через полтора часа за него попросят 999.
На выходе из магазина некоторых наконец прорывает.
— Пять часов ожидания! Теперь и по пивасику можно!
— Сдурел совсем, мне еще вас домой везти!
— Дока! Там и дернем!
— Покажите, что в коллекционке!
— Почему они сегодня только по предзаказу?!
— Вон там, смотрите, разработчики сидят!
— Ух ты, подаришь мне коврик?
— Валим отсюда, ачивки же!
— А как же книжку подписать?..
— Молодой человек, молодой человек, можно с вами
сфотографироваться?
— Я с обеда в костюме! У вас три секунды!
По информации «1С-СофтКлаба», в премьерный день было продано
несколько тысяч коробок, и их хватило на всех желающих. Последний покупатель
ушел в полпервого — то есть даже до того, как закрылось метро. Давки в магазине
не было; предзаказанные подарочные издания выдавали на отдельной стойке;
разработчики, специально прилетевшие в Москву на премьеру, уехали, только
подписав последнюю открытку. Игроков было действительно много, но обиженным не
остался никто. Воздев руки к небу и восклицая: «Ходынка!», люди не уходили, и
по сравнению с запуском StarCraft 2 это, конечно, было
значительным достижением.
В то же время большого игрового праздника, как и летом, не
получилось. Сцену, происходящее на которой слышно сотне человек и видно двум
десяткам, язык не поворачивается назвать концертной площадкой, достойной
премьерного запуска. Недовольства не было — но в первую очередь благодаря
игрокам, которые с самого начала готовы были стоять сколь угодно долго, а не
организаторам. И в этом одновременно наша радость и наша беда: пока игровые
мероприятия проводятся на подобном уровне, они подавляющему большинству игроков
неинтересны. Простояв в очереди несколько часов, люди спокойно разворачиваются
и без сожаления уходят в другой магазин, даже одним глазком не взглянув на
обещанное костюмированное шоу:
— Так что, купим на Пресне?
— Давай. Слых, ты до шести посидеть сможешь?
— А то, я завтра во вторую смену!
— Везуха. Мне в первую... Пойдем я куплю у метро «Ред
булла»? Мне надо-то на ночь четыре банки!.. Так что, через час?