Не так давно мы рассматривали Quantum Theory — скромный японский эксперимент в американском жанре шутеров от третьего лица, представляющий собой точный слепок Gears of War с роликами из Final Fantasy.
Vanquish — это тоже азиатские размышления на тему TPS, но разработчиком тут является студия Platinum Games (авторы Bayonetta) и соскучившийся по игровой индустрии после четырехлетней разлуки Синдзи Миками (создатель Resident Evil и Devil May Cry), так что и с бюджетом, и с креативностью все в порядке.
Больше всего Vanquish похож на трехмерный ремейк позабытой японской
игры из ранних девяностых. Сюжет и диалоги предельно идиотские, на
уровне сакраментального all your base are belong to us, геймплей целиком
и полностью посвящен истреблению ярко-красных русских роботов, на
уровнях просто не протолкнуться от боссов, мини-боссов и
мини-мини-боссов, победа над которыми доставит вам моральное
удовлетворение, но ничего не привнесет в игру с драматургической точки
зрения.
В то время как западные разработчики тратят силы на сочинение
более-менее связных сюжетов, Миками и его команда посвятили себя
созданию индивидуальных моментов игрового счастья — каждый уровень
Vanquish интересно переигрывать снова и снова, на любом уровне
сложности, но все вместе они никак не хотят выстраиваться в цельную
игру.
Все ваши база принадлежать Россия
|
Битвы с боссами-трансформерами напоминают что-то вроде Shadow
of the Colossus с огнестрельным оружием. Дьявольски приятно получить
ачивмент за уничтожение всех уязвимых точек босса (на руках, ногах,
голове и спине).
|
Синдзи Миками по локоть запустил руку в западную игровую (и не
только) культуру и позаимствовал самое необходимое: орбитальную станцию
из Dead Space, костюм из Crysis, космических десантников из Gears of War, врагов-дроидов из приквелов «Звездных войн». Есть здесь даже ар-деко-уровень в стиле BioShock с громоздящимся в отдалении развлекательным центром и характерными неоновыми вывесками.
Поверх всех этих штампов проложена нелепая и наивная сюжетная линия
(американские десантники под предводительством ученого в суперкостюме
отбивают орбитальную станцию у коварных русских роботов). Хотя это,
кажется, все-таки целенаправленное издевательство над западными играми —
вроде как Viewtiful Joe был пародией на супергеройское кино.
Главный персонаж по имени Сэм Гидеон с героическим футбольным прошлым;
NPC-ветеран, лицо которого иссечено шрамами и с которым у Сэма постоянно
возникают идеологические конфликты; главный злодей по имени Виктор
Зайцев с информационными портами в лысой голове... Нет, такое бывает
только в фильмах Майкла Бэя и сознательных пародиях!
В любом случае в Vanquish можно играть и вообще без сюжета. Важны
вышеупомянутые моменты незамутненного игрового счастья и творческое
использование уникальных особенностей цилиндрической космической станции
как сеттинга.
|
Обычной стрельбы со стрейфом здесь очень мало — бой построен
на уклонах, грамотном использовании замедления времени и скольжения, при
этом в каждой ситуации предусмотрено множество интересных вариантов
(лишь бы не сел скафандр и не кончились патроны).
|
Уже на первом уровне десантников высасывает в космос через пробоины. В
другом эпизоде мы находимся на одной стороне титанического цилиндра и
видим горящий город на противоположной стороне, грозно нависшей над
головой. Ближе к финалу можно наблюдать открытый космос и сражающиеся
космические корабли непосредственно под ногами и свободно бродить по
центральным кольцам станции. Все это происходит на общем фоне
грандиозной десантной высадки (первый акт игры называется «космической
Нормандией»): взрывающиеся корабли, осыпающиеся небоскребы, столбы
черного дыма и огромные абсурдные робоконструкции с циклопическими
дюзами и лазерными установками...
Из современных консолей графический движок Vanquish выжимает абсолютный максимум (как это в свое время делали Contra 3: The Alien Wars на SNES и Gunstar Heroes
на Mega Drive) — строгий высокотехнологичный дизайн, все вокруг
роботизировано, враги не только бегают и стреляют, но и катаются по
уровню в виде металлических шаров и трансформируются в фортификационные
сооружения.
Оставьте роботам докурить
В Vanquish можно прятаться в укрытиях и стрелять по появившимся в
перекрестье прицела головам, но на этом сходство с западными TPS по
большому счету заканчивается. Из игры выпирают признаки классического
шутера-платформера — чего стоят хотя бы гоняющиеся за Сэмом танки,
оснащенные циркулярными пилами (где мы их уже видели, в Gunstar Heroes
или вообще в Teenage Mutant Ninja Turtles 2?)...
|
Все время скользить в Vanquish нельзя — скафандр перегреется. Но можно приспособиться перемещаться короткими импульсами...
|
Прохождение Vanquish — это одно непрерывное движение, выверенный до
последнего кадра танец, в котором даже игроку среднего уровня дается
возможность почувствовать себя асом и сверхчеловеком. Сэм скользит по
уровню на реактивном двигателе, небрежно падает в укрытие, выкуривает
сигарету, отвлекает пристрелявшихся роботов огоньком выброшенного
окурка, снова скользит, поражая вражеских снайперов точными выстрелами в
голову, взмывает в сальто после атаки в ближнем бою и в режиме
замедления времени в воздухе расстреливают уязвимую точку отброшенного
ударом мини-босса... Тут костюм все-таки перегревается и приходится
уклоняться от пуль без помощи реактивной тяги с рапидом.
В моменты перегрева Vanquish напоминает стандартный западный шутер,
но Сэм быстро восстанавливается и снова начинает носиться на коленях
вокруг монументального мегабосса, уворачиваясь от неспешно сверлящих
атмосферу пуль и сбивая застывшие в воздухе ракеты.
Сложность выверена идеально: Сэма достаточно трудно убить, чтобы вы
могли на деле оценить все достоинства тактического суперкостюма, но в то
же время герой не является неуязвимым; чекпойнты разнесены далеко друг
от друга, и игра жестоко карает за любую тактическую ошибку. На среднем
уровне сложности Vanquish удовлетворит потребности любого нормального
игрока, а после первого прохождения открывается уровень God Hard — из
приятного времяпрепровождения на три вечера игра превращается в
настоящего пожирателя свободного времени. God Hard — развлечение не для
слабых духом... зато потраченных на игру денег точно будет не жалко.
Vanquish — игра, в которой поражение вызывает больше положительных
эмоций, чем победа. Смерть Сэма — это повод еще раз переиграть
головокружительный отрезок уровня, попробовать еще более
самоубийственную тактику и окончательно ощутить себя состоявшимся
супергероем. Ну а гибель босса — это всего лишь следующий чекпойнт.
| |
Сэм в состоянии пережить большинство взрывов и выстрелов, но вот гигантские лучи и роботы в рукопашном бою убивают мгновенно.
|
В укрытиях тоже не всегда удается спокойно покурить: роботы
могут закидать гранатами или прислать гигантский самонаводящийся
артиллерийский снаряд, который даже издали смотрится устрашающе.
|
* * *
Vanquish — практически идеальный образец того, как японская массовая
культура умеет поглощать лучшие западные наработки и строить на основе
чужого жанра свой собственный, ранее не существовавший. Получился
уникальный гибрид TPS, слэшера с замедлением времени и классических
платформенных аркад, боссов в которых было больше, чем рядовых
противников.
Серьезных недостатков (даже не недостатков — ограничений) у Vanquish
всего два, но каждый из них отнимает по баллу от итоговой оценки.
Во-первых, это все-таки пародия на западные блокбастеры, и чувство юмора
у Миками весьма... своеобразное. Во-вторых, новый жанр японского шутера
от третьего лица с использованием укрытий куда уместнее смотрелся бы на
восьмибитной NES (или на шестнадцатибитной Mega Drive), чем на PS3 и
Xbox 360.
|